Краснодарский край, Кущѐвский район, с.Полтавченское цифровой МБОУ СОШ № Подписано подписью: МБОУ СОШ № 14 ИМ. АБРАМОВА П.П 14 ИМ. Дата: 2022.10.07 09:38:56 АБРАМОВА П.П +03'00' УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МБОУ СОШ № 14 им.Абрамова П.П. протокол №1 от 31.08.2021 года председатель О.П.Фоменко ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Основного общего (5-9 классы) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 14 им.Абрамова П.П. Адрес: Краснодарский край, Кущевский район, с.Полтавченское, ул.Трудовая. 3 Принята управляющим советом МБОУ СОШ № 14 протокол №1 от 31.08.2021 года, председатель совета: Тутик О.А. 1 СОДЕРЖАНИЕ I. Пояснительная записка .......................................................................... II. Характеристика школы и принципов ее образовательной политики.. III. Аналитическое обоснование программы ........................................... IV. Приоритетные направления образовательного процесса ................. V Характеристика специфики содержания образования ......................... VI. Ожидаемый результат реализации образовательной программы ..... 2 I. Пояснительная записка Образовательная программа школы является нормативноуправленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы, характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса. Программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании РФ», нормативными документами по образованию, методическими рекомендациями по разработке образовательных программ образовательных учреждений, Уставом МБОУ СОШ №14. Настоящая образовательная программа является содержательной и организационной основой образовательной политики школы. Образовательная программа школы - локальный акт общеобразовательного учреждения - создана для реализации образовательного заказа государства, содержащегося в соответствующих документах, социального заказа родителей учащихся и самих учащихся, с учетом реальной социальной ситуации, материальных и кадровых возможностей школы. Образовательная программа школы создана с учетом примерных рекомендаций по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения. Образовательная программа школы рассчитана на 2021 -2025 учебный год. Образовательная программа школы состоит из следующих разделов: 1. Информационная справка, которая содержит характеристику материальных и кадровых возможностей школы, обеспечивающих гарантии возможности достижения результатов образования. 2. Характеристика контингента обучающихся. Результаты социологического исследования по определению социального заказа родителей учащихся, самих учащихся к образованию повышенного уровня, определению склонностей и способностей учащихся к определенным дисциплинам и видам профессиональной деятельности , классными руководителями, учителями - предметниками. 3. Перспективы развития школы в традиционных и инновационных, для школы, направлениях, пути решения, поставленных перед школой задач и ожидаемых результатов. Цель образовательной программы школы: Регламентировать перспективы развития школы в соответствии с социальным образовательным заказом государства с учетом контингента обучающихся, материально-техническими и кадровых возможностями школы. Для достижения цели образовательной программы, были поставлены следующие задачи: 1. Реализовать права учащихся на получение образования; 2. Соблюсти соответствие локальных актов (устава школы, рабочих программ, учебного плана школы и пр.) государственным документам, регламентирующим образовательный процесс для реализации государственной программы образования; 3. Проанализировать материально-техническое оснащение школы и определить пути улучшения его для наилучшей реализации Образовательной Программы школы; 4. Проанализировать педагогические возможности школы и определить пути, повышения квалификации, переквалификации учителей, способствующие наиболее полной реализации цели Образовательной Программы; 5. Определить предпочтения учащихся и родителей в получении образования повышенного или профильного уровней в рамках образовательного пространства учебного учреждения; 6. Определить приоритетные пути развития школы с учетом интересов всех сторон, задействованных в образовательном процессе; 7. Продолжить формирование нормативно-правовой базы по методической работе (положения, приказы, локальные акты); 8. Усилить работу по сохранению здоровья школьников. Внедрять в практику работы всех педагогов школы здоровьесберегающих технологий. II. Характеристика школы и принципов ее образовательной политики Юридическое обоснование функционирования учреждения. Функционирование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ №14 с. Полтавченское, Кущевского района, Краснодарского края обеспечивается следующей нормативно-правовой базой: Уставом школы, Лицензией серии 23Л01 № 0002310, выданной Министерством образования и науки Краснодарского края от 08.04.2013 №05447. Школа прошла аккредитацию: свидетельство серия ОП 011568 выдано Департаментом образованием и науки Краснодарского края №00484 от 05.04.2010. Деятельность МБОУ СОШ №14 регламентируется: • Конституцией Российской Федерации; • Международными нормативными правовыми актами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации; 4 • Федеральным Законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 г. №241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011 г. №1994 и от 01.02.2012г. №74; • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для V-XI (XII) классов); • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089»; • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; • приказом Министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2013 г. № 3793 «О примерных учебных планах для образовательных учреждений Краснодарского края»; • Законами и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края, Министерства образования и науки Краснодарского края, администрации Кущевского района, Управления образованием администрации Кущевского района; • Уставом школы; • Типовым положением об общеобразовательных учреждениях; • локальными актами школы. МБОУ СОШ №14 открыта в 1967 году. Здание школы типовое, имеет центральное отопление, канализацию. В школе имеется спортивный зал, учебные кабинеты по всем предметам, столовая, библиотека, мастерская. Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной 5 5 школы №14 - краткосрочный проект учебно-образовательного процесса. В соответствии со ст. 32 Типового положения об общеобразовательном учреждении муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14 осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней образования: I ступень - начальное общее образование; II ступень - основное общее образование; III ступень - среднее (полное) общее образование. Назначение каждой ступени обучения определяется пунктами 33, 34, 35 Типового положения об общеобразовательном учреждении. Основными регламентирующими документами являются: Закон РФ «Об образовании», Устав и локальные акты школы. На 1 сентября 2021-2025 учебного года в школе обучается 91 учащийся 1 -11 классов. Продолжительность урока - 40 мин Продолжительность урока в 1 классах-35 мин сентябрь-октябрь 3 урока, далее 4 урока. 45 мин январь- май 4 урока , 1 день 5 уроков Расписание звонков: 1 Смена 2-11 классы 1 классы 1 классы- 1 полугодие 2 полугодие 1 урок 8.30 - 9.05 1 урок 8.30-9.15 1 урок 8.30-9.10 2 урок 9.15 - 9.50 2 урок 9.25 - 10.10 2 урок 9.20-10.00 динамическая пауза динамическая пауза 3 урок 10.10-10.50 9.50-10.30 10.10-10.50 4 урок 11.10-11.50 3 урок 10.30 - 11.05 3 урок 10.50 - 11.35 5 урок 12.00-12.40 4 урок 11.15 - 11.50 4 урок 11.45 - 12.30 6 урок 13.00-13.40 5 урок 12.40 - 13.25 7урок 13.50-14.30 Перерыв между обязательными и факультативными занятиями 45 мин. __________________ Продолжительность учебного года: __________ 1классы 2- 11 классы + 33 учебные недели + 34 учебные недели Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка: Классы 6 дневная учебная неделя 5 дневная учебная неделя 1 21 2-4 23 6 5 29 30 6 7 32 33 8 9 36 34 10 34 11 Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий входят в объем максимально допустимой нагрузки Продолжительность каникул: __________________________________ Каникулы Сроки Количество дней Выход на занятия Осенние 03.11 - 09.11 7 10.11.13 Зимние 29.12 - 11.01 14 12.01.14 Весенние 21.03 - 29.03 9 30.03.14 Всего 30 дней Основным средством реализации предназначения школы является освоение учащимися обязательного минимума содержания образовательных программ. Кроме того, школа располагает дополнительными средствами реализации своего предназначения: введение в учебный план предметов и курсов, способствующих общекультурному развитию личности и формирующих гуманистическое мировоззрение; предоставление учащимся возможности попробовать себя в различных видах деятельности (интеллектуальной, трудовой, и т. д.). Характеристика социального заказа на образовательные услуги. С целью составления характеристики социального заказа на образовательные услуги была проведен анализ: социального заказа государства на основании изучения различных документов, определяющих государственную политику в области образования; ожиданий родителей на основании изучения результатов анкетирования, бесед; профессионально-педагогических потребностей учителей на основании изучения результатов опросов, бесед, анкетирования; потребностей учащихся на основании изучения результатов анкетирования, устных опросов, бесед. 30% родителей считают, что основной задачей школы является обучение детей, их подготовка к продолжению образования в средних и высших учебных заведениях. 24% родителей считают, что основной задачей школы является обучение и здоровьесбережение в равной мере. 46% родителей считают, что основной задачей школы является обучение и воспитание в равной мере. Педагоги ожидают создания в школе комфортных психологопедагогических и материальный условий для осуществления профессионально й деятельности; - - - - - - - - - 7 улучшения материальнотехнического обеспечения образовательного процесса; создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности. Учащиеся хотят, чтобы в школе была возможность получить качественное среднее образование, имелись комфортные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации, было интересно учиться. Исходя из вышеперечисленного приоритетными направлениями работы школы являются: • совершенствование учебно-воспитательного процесса; • работа с кадрами; • работа с семьей; • здоровьесбережение. Образовательная программа школы направлена на: • формирование у обучающихся современной научной картины мира; • воспитание трудолюбия, любви к окружающей среде; • развитие у учащихся национального самосознания; • формирование человека и гражданина, нацеленного на совершенствование и преобразование общества; • решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе; • воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, уважение к культурным традициям и особенностям других народов в условиях многонационального государства; • создание основы для осознанного ответственного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; • формирование у учащихся потребности к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию и т. д. Цели и задачи образовательного процесса школы: • обеспечить усвоение учащимися обязательного минимума содержания начального, основного, среднего (полного) общего образования на уровне требований государственного образовательного стандарта; • гарантировать преемственность образовательных программ всех уровней; • создать основу для адаптации учащихся к жизни в обществе, для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; • формировать позитивную мотивацию учащихся к учебной деятельности; • обеспечить социально-педагогические отношения, сохраняющие физическое, психическое и социальное здоровье учащихся. Принципы образовательной политики школы. Школа призвана давать универсальное образование, которое должно быть ориентированным на обучение, воспитание и развитие всех учащихся 1-11 классов. Для учащихся создаются условия, обеспечивающие каждому ребенку оптимальные возможности для развития индивидуальных способностей и самореализации, вне зависимости от его психофизиологических особенностей, способностей и склонностей. 8 Основными принципами являются: • гуманистический характер обучения; • свобода выбора форм образования; • общедоступность образования; • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; • демократический характер управления образованием. Показатели качества реализации образовательной _______ _______ Объект контроля программы Средства контроля Периодично сть Срезовые контрольные работы Итоговые комплексные контрольные работы Результаты участия в предметных олимпиадах. 1 раз в полугодие Качество образовательной подготовки выпускников: I ступени II ступени май в течение года Государственная (итоговая) Июнь аттестация Срезовые контрольные 1 раз в полугодие 9 III ступени Состояние здоровья: работы Результаты участия в предметных олимпиадах в течение года Результаты поступления в учреждения начального и среднего сентябрь профессионального образования Государственная (итоговая) Июнь аттестация 1 раз в полугодие Срезовые контрольные работы в течение года Результаты участия в предметных олимпиадах Результаты поступления в сентябрь учреждения высшего и среднего профессионального образования Данные медосмотра Анализ сведений о пропусках уроков по болезни Ежегодно 1 раз в четверть Основные мероприятия по реализации образовательной школы. ____ программы ______________________ Мероприятие Анализ учебных программ, обеспечивающих реализацию образовательной программы на соответствие государственным требованиям, преемственность образования в системе методик, диагностике образовательного процессса. Сроки ежегодно Ответственные Зам. директора по УВР и ВР Создание условий для работы В течение года Директор Зам. директора по УВР МО, по разработке программ и и ВР технологий непрерывного образования с целью преемственности. Анализ учебно-методического комплекта, обеспечивающего Зам. директора по УВР, В течение года библиотекарь, 10 учебные программы. Ежегодно учителя-предметники Директор Утверждение рабочих программ Обеспечение открытого характера деятельности, организация обмена опытом, проведение обучающих семинаров, практикумов и т.п. Участие учителей школы в конкурсах педагогического мастерства муниципального уровня В течение года Зам. директора по УВР Ежегодно Администрация школы Ежегодно Зам. директора по УВР Организация школьных и ВР олимпиад и конкурсов. Участие в муниципальных этапах школьных предметных олимпиад и конкурсов. Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах. Диагностика уровня В течение года Зам. директора по УВР обученности, развития, и ВР, классные воспитания учащихся. руководители, учителя-предметники Постоянно Зам. директора по УВР Поддержка творческой, и ВР проектной, исследовательской деятельности учителей и учащихся. Постоянно Зам. директора по УВР Внедрение в педагогическую и ВР деятельность новых педагогических технологий. Педагогические условия реализации образовательной политики школы. Кадровое обеспечение. Всего педагогов в школе 16. а) по уровню образования: ____________________ Специалисты Кол-во В том числе имеют: Высшее Среднее Высшее педагогическое образование специальное образование 4 Учителя 2 2 начальных 11 классов Учителя II и III ступеней обучения б) по стажу работы: 1-3 года 4 12 4-10 лет 7 11-20 лет 1 21-30 лет 2 2 в) по квалификационным категориям: С первой Со второй Работники с категорией категорией высшей категорией 4 Свыше 30 лет 2 6 Соответствие занимаемой должности 9 Без категор ии 0 2 2 г) количество работников, имеющих отличия: 2 Ветеран Почетный Отличник Награждены Награждены труда работник народного грамотами грамотами просвещения общего РФ края образования 3 4 1 1 1 д) обеспеченность кадрами: Школа обеспечена кадрами полностью. В школе работает методический совет и методические объединения учителей-предметников: • МО учителей начальных классов; • МО учителей гуманитарного цикла; • МО учителей естественно-научного цикла; • МО классных руководителей. Основные мероприятия по реализации кадровой политики школы: Мероприятие Организация повышения квалификации кадров по предметам, а также для обеспечения внедрения ФГОС. Сроки Ежегодно Повышение квалификации кадров для обеспечения внедрения в учебный Ежегодно Ответственные Директор, зам. директора по УВР Директор, зам. директора по УВР 12 процесс информационнокоммуникационных технологий. Разработка системы стимулов Ежегодно для работы педагогов Директор Аттестация педагогических работников Директор, зам. директора по УВР Ежегодно Материально-техническая база школы и оснащенность образовательного процесса: ________________________________ № п/п _________________ ______________________ Наименование Учебные кабинеты Кол-во 2 3 Спортивный зал 1 Библиотека 4 Мастерская 1 1 5 Медицинский кабинет 1 1 Столовая 6 Технические средства обучения: № Наименование оборудования 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Учебно - лабораторное оборудование Цифровой микроскоп Учебно производственное оборудование для кабинета технологии Комплект лабораторного оборудования Наблюдение за погодой Комплект лабораторного оборудования Весовые измерения Магнитный плакат Природное сообщество водоемы Магнитный плакат Природное сообщество леса Настольная игра Моя Кубань Автоматизированное рабочее место АРМ комплект 1 Мультимедийная доска Документ камера Мобильная рабочая станция Ноутбук Compag Presario 12 1 Кол-во единиц 2 2 1 1 1 1 4 11 1 2 1 2 6 13 Компьютер 20 Кабинет химии 1 Экран настенный Lumien Master Picture 1 Проектор Optoma S 300с потолочным креплением и 1 кабелем 18 Проектор Optoma S 300 2 19 Ноутбук Acer E-series 1 20 Ноутбук eMachines E430 1 21 Проектор Acer 1 22 Экран настенный Manual Screens 1 23 Принтер 6 24 Принтер-сканер 2 25 Учебно-лабораторное оборудование по химии(на 5 5 ч) у 26 Кабинет истории (таблицы) 1 27 Кабинет начальных классов 1 28 Кондиционер 1 Спортивное оборудование Конь гимнастический 1 1 Козел гимнастический 2 1 3 Мост подкидной 1 4 Мост приставной 1 5 Канат для перетягивания 1 Скамейка гимнастическая 4 6 7 Бревно напольное 1 8 Перекладина 1 9 Ворота универсальные 1 10 Мат гимнастический krios 5 Стенка гимнастическая 4 11 Волейбольный комплект 12 1 Пищевое оборудования 1 Хлеборезка 1 Шкаф холодильный 2 1 3 Мясорубка электрическая 1 4 Водонагреватели 2 5 Сушилки для рук 2 Учебники и учебно - методическая литература, интерактивные учебные пособия Учебники 2144 1 2 Методической литературы 1510 3 Энциклопедии и словари 300 4 Фонд художественной литературы 3376 5 Периодические издания 14 Для осуществления подвоза учащихся к месту учебы имеется 1 школьный автобус. 14 15 16 17 14 III. Аналитическое обоснование программы. Результаты учебной деятельности школы за 2020-2021 учебный год В 2020-2021 учебном году учебная работа школы была направлена на реализацию следующих задач поставленных перед коллективом в прошлом учебном году: 1. Подготовка к введению ФГОС ООО в 5-х классах; 2. Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации ФГОС общего образования; 3. Разработка перспективных аспектов мониторинга качества образования. 4. Повышение качества успеваемости учащихся среднего и старшего звеньев. 5. Совершенствование работы по повышению качества подготовки выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ. 6. Создание условий и совершенствования материально-технической базы для работы с одаренными детьми. 7. Максимальное вовлечение учащихся во внеурочную деятельность. В 2020-2021 учебном году педагогический процесс в школе осуществляли 15 педагогов, в том числе 1 педагог-совместитель (по музыке). Из общего числа педагогов имеет первую квалификационную категорию 2 человека (Самофалова Л.А. - учитель начальной школы, Глазков А.А., учитель физкультуры), вторую квалификационную категорию имеют 2 человека (Исакова О.А. - учитель физики, Наниева Ц.С. - учитель биологии). Прошли аттестацию на подтверждения соответствия занимаемой должности 9 педагогов: 2011- 2012 учебном году - 5 человек (Фоменко О.П., Черненко С.С., Гафуров Э.С., Шульженко С.И., Кириленко А.В.) 2012- 2013 учебном году -2 педагога (Павлюкова В.П., Богданова О.В.) 2013- 2014 учебном году - 2 педагога (Жукова С.К., Гордиан-Пудалова Л.В.). 2 педагога в истекшем учебном году аттестации не подлежали: • Леванова И.С., учитель начальных классов, стаж работы менее 2-х лет. • Распопов В.Н., учитель музыки, работает по совместительству. На высшую категорию никто не аттестовался. Аттестация педагогических работников школы в 2020-2021 учебном году проводилась в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 24 марта 2010 года №209, на основании приказа министерства образования и науки Краснодарского края от 06.09.2012 г. №6958 «Об утверждении региональных документов по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Краснодарского края» и на основании приказа МОН от 18.11.2013 г. №6737 «Об утверждении временных региональных документов по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций Краснодарского края». В течение всего аттестационного периода в школе была проведена следующая работа по подготовке к аттестации педагогических работников: 15 форматирование и предоставление аттестационных документов: список аттестуемых педагогических работников, представления на аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, заявления, аттестационные листы, график аттестации педагогических работников. проведение обучающих семинаров, на которых изучались нормативные документы по организации аттестации педагогических работников, рассматривались требования по оформлению аттестационных документов, портфолио, отзывов об уроках, написанию письменных отчетов, заполнению Перечня критериев, предъявляемых к первой и высшей квалификационным категориям. В школе оформлен стенд по аттестации педагогических работников. За прошедший учебный год прошли курсы повышения квалификации 3 педагога. Проводились открытые уроки, разработки уроков учителя Глазкова А.А. размещены на сайте ЦРО. В газете «Вперед» (апрель 2014) размещены 2 статьи Глазкова А.А. по патриотическому воспитанию. К сожалению, педагогические работники, не стремятся к прохождению аттестации на первую и высшую категории. Мониторинг участия членов педколлектива в районных и краевых конкурсах показывает слабое участие и результативность. Неплохие показатели в этом направлении у Наниевой Ц.С., Гафурова Э.С., им рекомендовано усилить свою творческую и методическую работу, чтобы претендовать на повышении категории. В текущем году не было уделено должного внимания обучению написания отзывов об уроке, внеклассном занятии, в будущем учебном году эту работу необходимо усилить. В целях своевременного контроля за повышением квалификации педагогов, прохождения аттестации в сентябре и январе обновлялась база педкадров. Составлен и реализуется план повышения квалификации педработников в связи с переходом на новые ФГОС. На основании вышеизложенного в целях улучшения работы по организации аттестации педагогических работников в 2021-2025 учебном году планируется провести следующую работу: усилить информационную работу по вопросам аттестации на первую и высшую категории; Активизировать педработников на участие в конкурсах, соревнованиях; обобщить педагогический опыт учителей: Самофаловой Л.А., Глазкова А.А. активизировать учебу членов педколлектива по написанию отзывов, письменных отчетов. размещать на сайте школы материалы лучшего педагогического опыта, материалы по аттестации педкадров. - - - - - - Образовательный процесс в школе происходил в соответствии с уровнями образовательных программ 3-х ступеней образования: 1- я ступень - начальное образование (срок обучения 4 года). Численность: 41 учащийся (начало года), 41 учащийся (конец года). 2- я ступень - основное общее образование (срок обучения 5 лет). 16 Численность: 44 учащихся (начало года), 43 учащихся (конец года). 3- я ступень - среднее общее полное образование (срок обучения 2 года). Численность: 3 учащихся (начало года), 3 учащихся (конец года). На начало года: Ступени 3 1 2 Классы 2 11 9 Количество учащихся Количество ступеням учащихся 6 7 8 9 12 9 8 10 8 41 6 9 1 1 Количество учащихся 11 Общее количество учащихся 5 10 11 3 0 3 85 Классы учащихся 4 41 по Общее количество учащихся На конец года: Ступени Количество ступеням 3 1 по 2I 3 4 9 12 9 41 2 7 3 5 6 8 9 8 10 9 6 10 43 10 11 3 0 3 87 Прибыли в школу: в 7 класс Жиганов Максим, в 9 класс Нагорных Дмитрий и Роман, выбыла в течение года Пономаренко В., 9 класс. Учебный план школы был составлен на основе базисного учебного плана. Сохранял в необходимом объѐме содержание образования, являющегося обязательным на каждой ступени обучения, и преемственность преподавания между ступенями обучения. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого. Школьный компонент был распределѐн на изучение предметов по базисному плану. Учебный план школы, предусматривающий реализацию общеобразовательных программ начального, основного общего и среднего (полного) общего образования был полностью реализован, теоретическая и практическая части программ пройдены. В ходе реализации общеобразовательных программ педагогический коллектив стремился создать необходимые условия для реализации обучения детей с разными способностями, с разной степенью усвоения учебного материала. 17 - - - - - - - - - - - - проверка внедрения ФГОС в 1-3м классах; проверка уровня обученности учащихся 4 класса; предупреждение дезадаптации учащихся 1 и 5 классов; обученность учащихся по русскому языку и математике в 5-9 классах; проверка преподавания обществознания; проверка системы организации дополнительных занятий с 8-9 классами по подготовке к итоговой аттестации; состояние преподавания учебных предметов в 1-10 классах; качество ведения школьной документации; проведение стартового, промежуточного и итогового окнтроля; выполнение учебных программ и предусмотренного минимума контрольных работ; подготовка и проведение итоговой аттестации за курс основной школы; выполнение решений педагогического совета и совещаний. В истекшем учебном году: Обеспечено выполнение статьи 19 закона «Об образовании». На территории Полтавченского сельского поселения все дети школьного возраста охвачены обучением. В соответствии с планом внутришкольного контроля проведен контроль внедрения ФГОС в первом, втором, третьем классах с целью проверки реализации новых стандартов. При изучении этого вопроса были посещены уроки, кружки, изучена документация учителей: Жуковой С.К.(1 класс), Самофаловой Л.А.(2 класс), Шульженко С.И.(3 класс). По итогам проверки были сделаны выводы, которые были озвучены на педсовете школы и учитывались учителями в дальнейшей работе. С целью изучения состояния преподавания учебных предметов в 1,5 классах проведен контроль дезадаптации учащихся. Для этого администрацией школы посещались уроки, велась проверка тетрадей по русскому языку и математике, а также проводилась проверка правильности ведения ученических дневников. Для более полной картины о классе проверялась работа классного руководителя. С целью изучения состояния обученности учащихся по отдельным учебным предметам (русский язык, математика, обществознание) был проведен тематический контроль. Администрацией школы посещались уроки, велась проверка тетрадей по предметам. По итогам проверки были составлены справки. Выводы и результаты озвучены на педагогическом совете школы. Проведен контроль уровня обученности учащихся 4 классов. Посещались уроки, проведены контрольные срезы, анкетирование учащихся. По итогам проверки составлены справки, зачитаны на - 19 педсовете школы. В течение учебного года проводился мониторинг уровня сформированное™ ЗУН в форме административных контрольных работ: • стартовый контроль - определение степени устойчивости знаний учащихся, по итогам которого намечались меры по устранению выявленных пробелов в процессе; • промежуточный контроль по итогам 1 полугодия - для отслеживания динамики обученности учащихся, коррекции деятельности учителя и ученика по предупреждению неуспеваемости и второгодничества; • итоговый контроль знаний (в конце учебного года) - оценка уровня сформированности ЗУН при переходе учащихся в следующий класс, для формирования внутришкольного контроля на следующий учебный год, выявления недостатков в работе как администрации школы, так и конкретного учителя. Результаты мониторинга внутришкольного контроля Таблица 2 Учебный предмет класс Стартовый контроль успев Кач(%) во 62,5 100 100 100 12 62,5 86 85 29 49 85 88 12,5 12 6 78 67 44 45 80 90 54 50 90 80 60 10 7 100 100 33 71 75 89 25 44 78 100 11 36 8 60 50 0 0 85 50 15 0 85 67 15 0 математика русский язык 9 62 70 38 30 90 100 56 45 80 100 40 55 математика 10 66 33 100 34 100 34 русский язык математика русский язык математика русский язык алгебра русский язык алгебра 5 37 100 контроль Усп Кач(%) во (%) 45 75 4 44 22 во Итоговый (%) 50 75 русский язык математика (%) 11 11 Промежуточный контроль Усп (%) Кач- русский язык 33 0 100 0 100 34 Анализ успеваемости по ступеням обучения показывает, что слабые знания показывают учащиеся всех звеньев. Наибольшую озабоченность вызывают учащиеся 4, 5, 7, 8, 9 классов, которые имеют неудовлетворительные оценки по итоговым контрольным работам по математике и русскому языку - учителя Павлюкова В.П., Кириленко А.В. и Богданова О.В. По итогам стартового контроля успеваемость ниже 100%: в 4 классе (учитель Леванова И.С.) по русскому языку 44%, по математике - 22%; в 5 классе русский язык (учитель Павлюкова В.П.)- 37%; в 6 классе по русскому языку (учитель Богданова О.В.) - 78% и математике (учитель Кириленко А.В.) - 67%; в 8 классе по алгебре (учитель Кириленко А.В.) - 60%, по русскому языку (учитель Богданова О.В.) - 50%; в 9 классе по русскому языку (учитель Богданова О.В.) - 70%, по математике (учитель Павлюкова В.П.) - 62%. В ходе проведения промежуточной аттестации свое положение улучшили все классы, кроме учащихся 5 класса по математике (учитель Кириленко А.В.) и 7 класса по русскому языку (учитель Богданова О.В.) и математике (учитель Кириленко А.В.). На основе выявленных проблем в знаниях учащихся учителями - предметниками были составлены планы по ликвидации пробелов знаний, разработаны индивидуальные занятия. При проведении итоговой аттестации в 5 классе успеваемость по математике составила - 88%, т.е. остались учащиеся написавшие работу на оценку «2», и в 7 классе по русскому языку - 78%. Учителя Кириленко А.В. и Богданова О.В. 7 класс - при написании контрольного среза по русскому языку, проведенного Департаментом образования, показал низкий уровень качества. Необходимо в следующем учебном году обратить особое внимание на изучение основных предметов - математики и русского языка в 5-9 классах. Для этого необходимо организовать работу со слабоуспевающими учащимися используя дифференцированные задания, чаще применять тестирование, рационально организовывать работу учащихся на уроке, производить деление учащихся на группы (сильные-слабые), использовать дополнительные занятия и посещение межшкольных факультативов. Необходимо продолжать линию преемственности между учителями 5 классов и учителем выпускного 4 класса. Снижение качества знаний в 5 классе приводит к выводу, что проблемы преемственности при переходе из начального звена в среднее далеко не - - - - - 20 решены. Общий уровень качества знаний по школе снизился на 2%, почти в каждом классе произошло незначительное снижение годовых результатов. На первое место выдвигаются психологические проблемы подросткового периода, недостаточная работа классного руководителя с коллективом учащихся, отсутствие должного контакта с учителями предметниками. Уровень учебной мотивации в среднем звене гораздо ниже, чем в начальном и старшем. Поэтому эти классы требуют пристального внимания и заботы педагогов, а также родителей. В этом учебном году на экзамене по математике (учитель Павлюкова В.П.) у двух 9-классников оценки не совпали с полученными за год, т.е. Нагорных Дмитрий и Роман имели годовые оценки «3», получили на ОГЭ оценки «4». Изменения в сторону увеличения оценки. По русскому языку у 6 учащихся произошло изменение оценок в сторону увеличения на 1 балл, т.е. с оценку «4» на «5», с оценки «3» на «4». В течение учебного года педагогический коллектив школы приложил значительные усилия для того, чтобы учащиеся успешно освоили государственный стандарт образования. Успеваемость в 2021/2022 учебном году составила 100%, т.е. все 88 учащихся школы (2-11 класс) овладели Федеральным стандартом образования. Итоговая аттестация показала достаточный уровень качества знаний и степень обученности по основным предметам - математике и русскому языку. В следующем учебном году учителям-предметникам необходимо работать над развитием познавательных интересов учащихся, усилить работу с сильными учащимися уже в начальной школе, быть принципиальнее в оценке знаний учащихся. Анализ методической работы МБОУ СОШ №14 за 2020-2021 учебный год В 2020-2021 учебном году основные задачи методической работы школы были определены в результате анализа работы за предыдущий учебный год и выстраивались в соответствии с методической темой школы «Повышение категорийности учителя как показателя повышения качества преподавания и обучения учащихся». В связи с этим были определены цели и задачи. Цель: «Достижение высокого качества обучения школьников на средней и старшей ступенях обучения» Задачи: 1. Усиление внутришкольного контроля за выполнением практической части предметов: русского языка, географии 21 2. 3. 4. 5. 6. Повышение качества (уровня) государственной итоговой аттестации по математике, русскому языку и обществознанию за курс общей и средней (полной) школы. Продолжение введения ФГОС в начальной школе (1-3 класс) проблемы работы. Повышение качества работы учителей по внеурочной деятельности. Активизация работы с одаренными детьми. Активизация участия учащихся и педагогов в конкурсах и конференциях. Для решения поставленных задач использовались следующие формы методической работы: тематические педагогические советы, методический совет школы, школьные методические объединения, участие в районных методических объединениях, организация и контроль курсовой подготовки учителей, аттестация, организация работы с одаренными и слабоуспевающими детьми, мониторинг качества обучения и результативности проводимых мероприятий, участие в конкурсах, олимпиадах различных уровней. Основными проблемными вопросами в школе по-прежнему остаются: 1. Низкий уровень качества обученности по итогам краевых контрольных работ; 2. Повышение результатов государственной итоговой аттестации за курс основной общей школы и средней (полной) общей школы. 3. Недостаточная работа с одаренными детьми. 4. Низкое участие учащихся и педагогов в конкурсах и конференциях. Функционирование школьных методических объединений В 2020-2021 учебном году для усиления методической работы школы и в целях обеспечения контроля за качеством обучения работали 4 методических объединения: 1. МО классных руководителей (руководитель Самофалова Л.А.) 2. МО начальных классов (руководитель Шульженко С.И.) 3. МО естественно-математического цикла (руководитель Кириленко А.В.) 4. МО гуманитарного цикла (руководитель Богданова О.В.) Каждое методическое объединение работало над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы, деятельность которых ориентирована прежде всего на обеспечение методической помощи учителю в организации процесса обучения, внедрение новых педагогических технологий, изучение нормативных документов, программно-методического обеспечения. На заседаниях школьных методических объединений обсуждались 22 следующие вопросы: • знакомство с планом работы на учебный год; • работа с образовательными стандартами; • согласование календарно-тематических планов; • методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся; • методы работы с одаренными учащимися; • формы и методы проведения стартового, промежуточного и итогового контроля; • решение проблем преемственности при переходе из начального звена в среднее; • итоговая аттестация учащихся. Проведение экзамена в форме ОГЭ. На заседаниях методических объединений рассматривались вопросы, связанные с изучением и применением новых технологий, экзаменационные и другие учебно-методические материалы, большое внимание уделяли вопросам сохранения здоровья учащихся. В рамках работы методических объединений проводились внеклассные мероприятия по предметам, оказывалась помощь в оформлении информационных стендов учителям-предметникам. В школе продолжает свою педагогическую деятельность молодой педагог: Леванова И.С. - учитель 4 класса. За ней был закреплен педагог-наставник (Шульженко С.И.) и весь учебный год оказывалась методическая помощь. С целью оказания помощи молодому педагогу на ее уроках присутствовали учителя 5 классов, которые делали рецензию на урок, давали практические советы. Очень много вопросов связано с введением в 1-3 классах внеурочной деятельности. Форма проведения отличается от урочной системы обучения (многообразие игровых технологий). В связи с этим методическим советом была оказана помощь педагогам в составлении программ, расписания и составления календарно-тематического планирования. Участие в тематических педсоветах школы В 2020-2021 учебном году было проведено: 5 методических семинаров на темы: «О формировании культуры работы со словарем», «Использование ИКТ и возможностей интерактивной доски на различных уроках», «Организация работы со слабоуспевающими учащимися. Из опыта работы», «Использование вновь полученного оборудования на уроках», «Одаренные дети. Особенности работы», 2 тематических педсовета, что соответствовало составленному плану методической работы. 23 Мониторинг качества образования В сентябре - октябре во 2-10 классах были проведены стартовые диагностические работы (районные и административные), которые были направлены на выявление состояния остаточных знаний по предметам. Результаты диагностики показали, что 15% учащихся имеют высокий уровень, 51% - средний уровень и 34% - низкий уровень(4 класс и 8 класс). Полученные данные использованы учителями предметника для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся и внесения коррекции в КТП на 2020-2021 учебный год. В середине и в конце учебного года методическим советом подготовлены и проведены промежуточные и итоговые административные работы. Особое внимание уделялось предметам, которые выбирают учащиеся в качестве экзаменов в 9 и 11 классах, для составления диагностики и дальнейших планов коррекции обучения. Организация работы с одаренными детьми Система деятельности по организации работы с одарѐнными и талантливыми детьми в нашей школе осуществлялась следующим образом: 1. Выявление одарѐнных и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ученика; создание банка данных по талантливым и одарѐнным детям; диагностика потенциальных возможностей детей; психолого - педагогическое сопровождение детей. 2. Помощь одарѐнным учащимся в самореализации их творческой направленности: включение в учебный план школы профильных, элективных курсов. В нашей школе введены элективные курсы, в школе существует широкий выбор кружков и секций для удовлетворения самых разнообразных талантов и склонностей учащихся; организация исследовательской деятельности. В школе работает кружок «Патриот» в состав которого вошли школьники 5-9 классов. Учащиеся знакомятся с исследовательской деятельностью, занимаются поисково-краеведческой работой. Работой кружка руководит Глазков А.А. Учащиеся успешно участвуют в районных конкурсах исследовательских работ. Исследовательская работа Иванченко А., ученицы 9 класса « Бой у хутора Красная Слободка» вызвала большой интерес. Участвовали в конкурсе « Поиски, находки, открытия» с работой «Подвиг разведчика». Наша исследовательская работа была представлена в крае. Ученица 7 класса Бойко Евгения успешно выступила с презентацией «Забытые памятники незабытой войны». организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научнопрактических конференциях. Ежегодно наши ученики активно 24 - - - - - - - участвуют в дистанционных конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных играх, В начале учебного года 12 учащихся 2-5 классов приняли участие в 4 Всероссийском конкурсе «Ребус» 2020-2021 г. Все учащиеся получили сертификаты участника. Ученица 4 класса Манцова А. получила диплом 1 степени, ученик 5 класса Самофалов А.,- диплом 2-й степени. Учащиеся начальной школы приняли участие в заочной олимпиаде «Эрудит». Двадцать семь учеников 5-10 классов приняли участие в школьном этапе региональных и всероссийских олимпиад школьников в 2020-2021 учебном году. Победителям стали 13 учеников. Самофалов А. победитель по литературе, истории, английскому языку, русскому языку, математике. Каменда В. - победитель по литературе, истории, обществознанию. Тутик Я.- победитель по литературе, истории, математике, обществознанию. Учителя- предметники уделяют особое внимание на этих ребят на своих уроках. Ученикам даются индивидуальные задания по предмету, задания повышенного уровня. Учителя поддерживают тесную связь с родителями, проводят с нами консультации. Победители школьного этапа олимпиад участвовали в муниципальном этапе всероссийских олимпиад школьников. Ученики 9 класса - Ахмедов А. и Иванченко А. стали призерами олимпиады по ОБЖ ( учитель Глазков А.А,). Леванова А. - ученица 9 класса, Леванова О., Тутик Я.- ученики 7 класса стали призерами олимпиады по истории. Ученик 3-го класса Шефиев Давид является призером муниципального этапа всероссийских олимпиад школьников по русскому языку и математике. Тутик В. ученик 2-го класса стал победителем муниципального этапа олимпиады по русскому языку. Каменда В. является победителем районной викторины по кубановедению. Девочка, являясь ученицей 6 класса, участвовала в группе учеников 7-8 классов. Учащиеся 1-7 класса (29 человек) приняли участие в викторине по кубановедению. Победителями стали ученица 1 -го класса Литвиненко В. и ученица 3 класса Каменда Д. Десять учеников являются призерами викторины по кубановедению. вовлечение учащихся в систему дополнительного образования В школе работают кружки и секции. Ребята, занимающиеся в секциях, успешно защищают честь школы на районных спортивных соревнованиях. Команда мальчиков 5-7 класса и мальчиков 8-10 классов заняли 2-е место в районных соревнованиях по минифутболу. Команда девочек заняла 3-е место по минифутболу. Команда юношей, занимающихся в секции баскетбола, заняли второе место в районных соревнованиях. Успешно выступают наша допризывная молодежь. Ребята, посещая секции, хорошо подготовлены. В конкурсе по гиревому спорту ученики 10 класса Сорокотяга С. И Богославский Ю заняли 2-е место, ученик 9 класса Нагорный Р-3-е место. Неплохо выступили наши ребята - 25 на районной зарнице. В конкурсе фоторабот заняли 2-е место (руководитель Наниева Ц.С.) 3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарѐнных и талантливых школьников: тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности. Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня. 4. Поощрение одарѐнных детей: Награждение грамотами. Призами, занесение благодарности в личное дело. 5. Работа с родителями одарѐнных детей: совместная практическая деятельность одарѐнного ребѐнка, родителей и учителя. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот, благодарностей на торжественной линейке посвящѐнной завершению учебного года). 6. Работа с педагогическим коллективом: обучающие семинары по вопросам работы с одарѐнными детьми: «Организация исследовательской работы с учащимися», повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию. Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет. 7. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарѐнности: Школа на протяжении ряда лет в тесном сотрудничестве работает с ДЮСШ (секция акробатики- руководитель Кучуков Г.В.) . Ребята участвуют в краевых соревнованиях по акробатике, занимают призовые места. Охотно посещают ребята кружки «Казачата» и « Планета детства». Стратегия работы с одаренными детьми в школе заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть не проявившейся или не выявленной, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. АНАЛИЗ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ ЗА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД На основании Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников ОУ РФ был разработан план подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников. Согласно плану, работа велась по следующим направлениям: организационные вопросы, работа с педагогическим коллективом, работа с родителями, работа с учащимися. Выполнение плана подготовки в 2020-2021 году рассматривались на педагогических советах. В своей деятельности по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в новой форме (9 классы) 26 администрация школы и педагогический коллектив руководствовались нормативно - распорядительными документами федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Данные документы систематизированы и оформлены в папки. Папки с документами федерального, регионального, муниципального уровней пополнялись в соответствии с их поступлением. Все нормативно распорядительные документы рассматривались на совещаниях различного уровня. В помощь выпускнику, родителям, учителям были оформлены стенды со следующей тематикой: 1. Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников ОУ 2. График консультаций по учебным предметам. 3. Расписание государственных экзаменов. 4. Психологические рекомендации выпускникам по подготовке к экзаменам в новой форме (ОГЭ). Содержание информационных стендов было доступно для восприятия учащихся и обновлялось в зависимости от той информации, которую нужно было донести. Внутришкольный контроль помогал отслеживать качество обученности учащихся. В течение учебного года были проведены пробные экзамены (в форме и по материалам ОГЭ) по математике и русскому языку. Администрацией осуществлялся контроль за прохождением программного материала по предметам. Постоянно в поле зрения находилась успеваемость и посещаемость учащихся 9-х классов с целью предупреждения неуспеваемости и пропусков учебных занятий без уважительной причины. При подготовке к ГИА-9 выпускники писали краевые диагностические работы (по русскому языку - 3, по математике - 3). При подготовке к итоговым экзаменам были выделены учащиеся «группы риска». С ними работал учитель по индивидуальным планам. В марте был проведен пробный экзамен по математике в 9 классе согласно процедуры проведения ОГЭ. Вопросы подготовки выпускников к экзаменам (работа со слабоуспевающими, наиболее трудные задания, анализ результатаоов тренировочных районных работ и КДР) регулярно рассматривались на методических и педагогических советах школы. Систематически проводился мониторинг успеваемости учащихся по результатам КДР и тренировочных школьных и районных работ. Велась контрольно-инспекционная деятельность по подготовке к итоговой аттестации. Специалистами УО были посещены родительские собрания в 9 классе. Вся система мер по подготовке к проведению государственной (итоговой) аттестации в новой форме дала свои результаты. 27 Познавательный интерес учащихся, его устойчивость и динамика Анкетирование учащихся показало, что познавательный интерес учащихся зависит от характера взаимоотношений учителя и ученика, учителя и класса, профессионализма учителя, материальной базы школы, квалификации и качества работы классного руководителя, его авторитета, увлечения родителей и семьи учащегося. В школе есть учащиеся, чьи интересы разносторонни и направлены на углубленное изучение отдельных предметов, спорт, художественно-эстетическое воспитание, изучение компьютерной техники и ИКТ, декоративно-прикладное творчество. Удовлетворение образовательных потребностей школьников и социального заказа их родителей. Младшие школьники и подростки нуждаются в реальном действенном поле для социальной активности и возможности быть конструктивными лидерами. Детям создаются условия для выражения своих способностей и талантов. Работают кружки, спортивные секции. Учащиеся участвуют в различных конкурсах, смотрах, фестивалях. Участие детей в системе самоуправления класса и школы учит их принимать решения, делать правильный выбор. Старшеклассникам необходимо качественное образование, поэтому учащиеся предпочитают самостоятельные и продуктивные 32 28 работы. Большинство учителей школы в работе со старшеклассниками широко использует информационнокоммуникационные технологии, организуя интенсивную подготовку к ЕГЭ и поступлению в ВУЗы. На основе проблемно-ориентированного анализа образовательной ситуации в школе можно выделить следующие, наиболее актуальные для школы проблемы, на решение которых должна быть направлена программа. IV. Приоритетные направления образовательного процесса. Направления работы школы: 1. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов на начальной ступени образования. 2. Внедрение современных педагогических, информационно коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс школы. 3. Создание условий для творческого самовыражения, раскрытия профессионального потенциала педагогов. 4. Создание для учащихся образовательной среды, в которой они могли бы самореализоваться. Школа призвана выполнить социальный заказ государства на воспитание личности с высокой общей культурой личности, способной быстро адаптироваться к жизни в обществе, осуществить осознанный выбор и в дальнейшем освоить профессиональные образовательные программы. Цели: 1. Создать условия для комплексного развития физической, интеллектуальной, духовно-нравственной культуры личности. 2. Развивать у учащихся механизмы самоуправления и саморегуляции. 3. Систематически приводить нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность школы, в соответствие современному законодательству в сфере образования. 4. Организовать образовательное пространство на основе сочетания требований социума с индивидуальными возможностями и потребностями учащихся. 5. Организация творческого применения педагогами традиционных и освоение инновационных методик и технологий, реализующих идею развития и саморазвития личности. 6. Осуществлять психолого-педагогическую поддержку образовательного процесса, обеспечивающую благоприятный психологический климат учащимся и педагогическому персоналу. 7. Формировать управленческую структуру, способную принимать продуманные решения, руководить процессом их выполнения, добиваясь оптимальных результатов. На основании главных направлений работы и в соответствии с 29 поставленными целями для коллектива можно определить следующие задачи: 1. Разработка программно-методических, дидактических материалов для работы школы. 2. Повышение педагогического мастерства учителя путем освоения современных технологий обучения и воспитания. 3. Создание эффективного развивающего пространства для всех учащихся различного уровня подготовки. 4. Реализация комплексного подхода к обучению, воспитанию и развитию через обновление содержания образования. Освоение и внедрение в педагогическую систему школы здоровьесберегающих, личностно-ориентированных и развивающих технологий обучения. Создание условий для повышения качества образования 1. осуществление комплексного подхода к образовательной деятельности, ориентированной на практический результат; 2. внедрение учебных программ, начиная с 1-ой ступени, ориентированных на освоение школьниками ключевых компетентностей образовательных стандартов 2-го поколения; 3. совершенствование системы оценивания результатов учебной деятельности учащихся, применение новых методик оценки качества образования; 4. активизация олимпиадного и конкурсного движения с целью выявления и сопровождения одаренных и талантливых детей; 5. .развитие независимых форм оценивания и реализация мероприятий, направленных на проведение мониторинга достижений учащихся; 6. .совершенствование и расширение комплекса элективных курсов. 7. развитие системы дополнительных занятий, способствующих повышению мотивации к изучению основных общеобразовательных предметов. № Ответственные п/п Наименование мероприятия исполнители 1. Внесение изменений в образовательную Заместители директора программу школы для 1 ступени с учѐтом Учителя начальной школы стандартов 2-го поколения по УМК «Школа России» Поэтапный переход на ФГОС- 2 поколения 30 2 3 4. 5. 7. 8. Заместители директора Совершенствование системы оценивания Учителя-предметники результатов учебной деятельности учащихся, применение новых методик оценки качества образования; Выявление способностей и склонностей Социальный педагог учащихся на основе психологопедагогической диагностики Учителя-предметники Реализация факультативных и элективных курсов, для предпрофильной и профильной подготовки учащихся в соответствии с запросами участников образовательного процесса с предоставлением права выбора Развитие системы дополнительных занятий, Заместитель директора способствующих повышению мотивации к Учителя-предметники изучению основных общеобразовательных предметов. Активное участие в интеллектуальных Администрация конкурсах, олимпиадах. Учителя-предметники Активизация олимпиадного движения, Заместители директора расширение участия школьных команд в Учителя-предметники этапах Всероссийской олимпиады школьников, разноуровневых интеллектуальных конкурсах Ожидаемые результаты: 1. Переход начальной школы на обучение по новым ФГОС второго поколения. 2. Рост числа победителей и призеров олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов. 3. Исключение числа учащихся, остающихся на повторное обучение. 4. Увеличение количества выпускников, проходящих итоговую аттестацию в формате ЕГЭ по профильным предметам. 5. Увеличение численности выпускников, поступающих в высшие учебные заведения профильной направленности. 31 Развитие системы воспитательной деятельности В школе действует программа «Учить жить и развиваться» цель - создание максимально комфортных условий для укрепления и сохранения здоровья учащихся, самореализации в общественно и личностно-значимой творческой деятельности, развитие духовного, нравственного и культурного потенциала учащихся Задачи: - духовно-нравственное воспитание -совершенствование оздоровительной работы с учащимися; -патриотическое воспитание учащихся через музейную работу. Использование военно-патриотического материала в разнообразных формах внеурочной и урочной воспитательной деятельности; -профилактика вредных привычек асоциального поведения, проводимая совместно с родителями; - -создание оптимальные условия для формирования подростковой культуры, раскрывающий творческий потенциал каждого ребѐнка; -разработка и внедрение системы оценки состояния здоровья учащихся и систематический его мониторинг; -совершенствование системы воспитательной работы в классных коллективах Школьная целевая программа воспитания реализуется по шести основным направлениям: 1 Духовно-нравственное 2 Спортивно - оздоровительное 3 Художественно - эстетическое 4 Интеллектуально познавательное 5Трудовое и профориентационное 6 Экологическое РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ направления Планируемые действия Духовно-нравственное - Проведение мероприятий, воспитание направленных на укрепление семейных устоев; проведение мероприятий совместно с родителями; -Участие в мероприятиях «Месячника матери», -проведение месячника военнопатриатического воспитания, -Проведение Уроков мужества , 32 Спортивно-оздоровительное направление Художественно-эстетическое направление Участие в конкурсах поделок и рисунков «Пасха в Кубанской семье», «Рождественские встречи» - участие в районной военноспортивной игре «Зарница», -участие в районной военноспортивной игре «Новобранцы вперѐд!» -проведение традиционных мероприятий ко Дню Победы - организация мероприятий, посвящѐнных памятным датам общероссийского, краевого и районного значения - активизация работы школьного музея -развитие уголка Кубановедения - создание необходимых условий для реализации прав школьников на занятия физкультурой и спортом (улучшение материально-спортивной базы школы, организация в школьном спортзале бесплатных спортивных секций, работа спортивного клуба «Олимпиец»; -организация санитарногигиенического просвещения школьников и их родителей; - Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе ; -пропаганда здорового образа жизни; -спортивно-массовая работа; -Проведение раз в четверть Дней Здоровья; -организация утренней зарядки перед уроками, прогулки, подвижные игры на переменах, -организация летних лагерей по программам оздоровления, летних спортивных площадок -Участие в районных конкурсах художественной самодеятельности, конкурсах, выставках творческих 33 работ. Интеллектуально-познавательное направление Трудовое и профориентационное направление: Экологическое направление -Проведение традиционных мероприятий: «День знаний» Новогодние праздники, «Декада защитников Отечества», День Победы, праздники Последнего звонка и выпускной вечер, Осенний бал, и др. -Посещение районного музея, выставок, концертов. - Организация участия детей в предметных неделях, викторинах, в олимпиадах по предметам, районных олимпиадах, --участие в районном конкурсе «Ученик года» - совершенствование материальнотехнической базы производственного обучения ведение профориентационной работы -Трудовые десанты, субботники, , экскурсии на предприятия, работа на каникулах от службы занятости, Акция « Парки Кубани», работа на школьном участке, реализация проекта «Школа-селу» - Организация школьных ремонтных бригад - привлечение школьников к работам на пришкольном участке. - проведение просветительских мероприятий по экологической тематике; -Проведение экологических акций: «Береги природу!» «Посади дерево!», «Поможем птицам», « Парки Кубани» и др - проведение экологических десантов Ожидаемые результаты: 100% занятость учащихся внеурочной занятостью; Повышение уровня воспитанности учащихся; Улучшение состояния здоровья учащихся (уменьшение количества 34 пропусков по болезни); Повышение активности учащихся (Увеличение количества участников районных и краевых конкурсов); Развитие социальных инициатив школьников; Повышение правовой культуры, отсутствие правонарушений и преступлений среди учащихся школы. Иформатизация образовательного процесса В настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всѐ шире используются электронные средства и глобальная сеть Интернет. Только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых информационных технологиях. Роль школы как образовательного учреждения претерпевает значительные изменения, а именно: на первый план выходит не передача суммы знаний, накопленных человечеством, а технология оперативного поиска, осмысления, преобразования, хранения и передачи информации, а также технология постановки проблем для исследования с целью дальнейшего поиска решения. В связи с этим на одно из первых мест в организации образовательного процесса выходит разработка и создание единого образовательного пространства в школе (ЕИП). Цели: создание единой образовательной среды; повышение качества обучения за счет применения современных технических средств; организация преподавания, способствующего повышению эффективности обучения и развитию творческих способностей учащихся. Задачи: сформировать у школьников навыки общения посредством телекоммуникаций с применением всех возможных ресурсов компьютерных сетей; сформировать у учащихся умения проведения исследовательской и проектной деятельности; повысить уровень преподавания школьных предметов за счет использования глобальной сети Интернет и активного использования электронных ресурсов; повысить уровень компетентности педагогического коллектива в области использования ИКТ. получать информацию обо всех методических новшествах, педагогических находках, конкурсах, выставках ит.д.; 35 осуществлять оперативную передачу информации по всем аспектам школьной жизни (для администрации, учителей, учеников, родителей); автоматизировать проведение различных массовых мероприятий на базе школы; вести в школе «Электронный журнал» и «Электронный дневник учащегося»; использовать сайт школы для информированности родителей о школьных делах; оснастить школу средствами информатизации и организация единого информационного пространства школы; активизировать информатизацию учебного процесса, создание цифровых образовательных ресурсов. Информатизация учебного процесса создание цифровых образовательных ресурсов. Информатизация учебного процесса позволит привлечь как учащихся, так и педагогический коллектив к более интенсивному и широкому освоению компьютерных технологий. Это приведет к более успешной деятельности учителей, повышению качества образования, к эффективному сотрудничеству с родителями. Место ИКТ может быть различным: при проведении внеклассных мероприятий, при изучении нового материала, при опросе учащихся, при закреплении знаний и совершенствовании умений и навыков, в процессе повторения пройденного. Активное использование ИКТ составит систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся Одна из важнейших целей стоящей перед школой, - не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с книгой, с иными источниками информации, работать самостоятельно и добывать знания не только в процессе обучения в школе, но и за ее порогом и, конечно же, развивать творческие способности детей. Проникновение компьютерных и информационных технологий в сферу образования предоставляет такую возможность. Использование ИКТ на уроке пробуждает интерес школьников к изучаемому предмету, рассеивает ученические страхи, враждебную настороженность и нежелание некоторых учеников работать и развивает творческие способности учащихся. , 36 состояние на 01.09.2021 1. Работа с талантливыми учащимися по предметам. 2. Помощь в подготовке к конкурсам по различным предметам. 3. Проведение олимпиад и конкурсов. 4. Проведение конференций и семинаров с презентацией проектов. 5. Участие учащихся в Интернет-олимпиадах, конкурсе «КИТ» ИНТЕРНЕТ. Единая локальная сеть планирование на 2021-2025 гг Используя ИКТ: • систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; • стимулировать процессы переключения, поисковой активности; • учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы; • находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения; • проводить семинары по обмену опытом в данном направлении. состояние на 01.01.2021 да планирование на 2021-2025 гг. создание школьной единой локальной сети. Ведение в школе «Электронного журнала» состояние на 01.01.2021 С января 2021 года регулярно вносятся все текущие оценки учащихся в «Сетевой город». планирование на 2021-2025 гг. Добиться 100% регистрации родителей на портале «Сетевой город» Родители будут: в курсе текущих оценок получат информацию о посещаемости ребенком уроков, смогут вести переписку с учителями через Интернет и многое другое. Сайт школы Наличие сайта школы дает возможность не только учителям, учащимся и их родителям быть в курсе всех дел и мероприятий учебного заведения, но и всем лицам, желающим знать, чем живет наша школа. 37 состояние на 01.01.2021 Сайт работает с 2013 года. Регулярное пополнение. планирование на 2021-2025 гг. Осуществление системы обратной связи. Расположение на сайте разделов школы. Введение страниц службы сопровождения: - Лента Памяти Повышение уровня компетентности педагогического коллектива в области использования ИКТ Уровень и культура использования компьютерной техники определяет степень информатизации школы, готовность к продолжению образования в области ИКТ и жизни в информационном веке. Для создания единой образовательной среды необходимо: - обучение всех участников учебного процесса применению информационных технологий в педагогической деятельности, - повышение ИКТ квалификации учителей-предметников, - разработка новых методик проведения уроков и внеклассных мероприятий, учитывающих и использующих информационные и коммуникационные технологии. _____________________________ состояние на 01.01.2021 Владеют основами современных информационнокоммуникационных технологий образования»: Администрация - 100% Учителя начальной школы - 100% Учителя старшей школы - 100% Проведение консультаций для учителей-предметников. планирование на 2021-2025гг. - использование ИКТ в учебном процессе и во внеурочной деятельности -работа с интерактивной доской - компьютерный дизайн и др. Организация семинаров для педагогических работников школы по вопросам информатизации образования. Оснащение школы средствами информатизации и организация единого информационного пространства школы Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологическая информационно-образовательная среда, которая существует на материальной базе (компьютеры, периферийные устройства, оргтехника, средства телекоммуникации, системное и прикладное программное обеспечение), соединенная в локальные сети и обеспечивающая доступ к российским и международным электронным ресурсам. Созданная материально-техническая база позволяет кардинально изменить преподавание учебных предметов, повысить качество образования. 38 Ожидаемые результаты: усиление интеллектуальных возможностей человека в новом информационном обществе, к которому идет цивилизация интенсификация и повышение качества обучения на всех ступенях системы образования. Работа школы по вышеперечисленным направлениям соответствует требованиям информационного общества. при помощи современных образовательных технологий помогаем учащимися создавать свою индивидуальную образовательную траекторию. создание единой образовательной среды Возможность для всех участников образовательного процесса использовать школьные, районные, мировые информационные и образовательные ресурсы. Использование новых форм учебных занятий. Участие большего числа учащихся в конкурсах, смотрах, олимпиадах, соревнованиях. Раскрытие творческого потенциала учащихся и учителей. Изменение характера отношений между учителями и учащимися. Повышенный уровень педагогического мастерства учителей. Более высокий качественный уровень работы педагогического коллектива, школьного научного общества. Более эффективное использование ИКТ в образовательном процессе. Улучшенная материальная база. Функционирующий сайт - источник полной информации о событиях школы. Характеристика здоровья школьников В школе ведется мониторинг как числа детей, относящихся к различным группам здоровья, группам для занятий физической культурой, так и мониторинг хронических заболеваний. Состояние здоровья обучающихся по медицинским группам: Хронические заболевания. Болезни эндокринной системы -0% Болезни органов дыхания -0% Болезни органов пищеварения -0,11% Болезни системы кровообращения -0,11% Болезни нервной системы- 0% Болезни глаза -9,3% Болезни костно-мышечной системы-1,04% 1 группа - 46 чел. - 53,4% 2 группа - 40 чел - 46,5% Освобожденных - нет Основная группа 100% 39 Подготовительной - 0% Совершенствование работы по обеспечению здоровьеформирующей направленности учебно-воспитательного процесса Наименование мероприятий Ответственные № п/п Учителя Работа по внедрению здоровьесозидающих 1. технологий в образовательный процесс 2. Создание организационно-педагогических Директор школы условий для введения в ОУ 3 урока физической культуры во всех классах. 3. Организация работы на уроках физической Учителя физкультуры культуры с детьми имеющих специальные медицинские группы 4. Проведение физкультминуток для увеличения Учителя двигательной активности обучающихся на уроках предметники в 1-11 классах. 5. Мероприятия по формированию Зам. директора по ВР здоровьесозидающей образовательной среды школы: 1. Конкурсы рисунков 2. Эссе 3. Дни здоровья 6. Организация и проведение мероприятий по Зам. директора по ВР вопросам здоровьесозидающей деятельности в школе в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Педсовет 7. Использование в школе инновационных Зам. директора по ВР технологий в работе с обучающимися по формированию ЗОЖ 8. Оптимизация просветительско-воспитательной Зам. директора по ВР работы с обучающимися, направленной на формирование ценности здоровья и здоровый образ жизни: Лекции специалистов, медсестры, Кл. руководители Мониторинг по здоровьесозидающей образовательной среды школы, Классные часы, Просвещение родителей. 40 Медицинское сопровождение образовательного процесса Наименование мероприятий Сроки Ответственн № п/п исполнения ые 1. Медицинские В соответствии с работники Организация и проведение графиком регулярных медицинских осмотров и диспансеризация учащихся постоянно Медицинские 2. Мониторинг физического здоровья работники 3. Мероприятия по санитарно- По отдельному Медицинские работники гигиеническому просвещению плану школьников, родителей, учителей 4. Проведение профилактических В течение года Медицинские работники мероприятий, направленных на предупреждение педикулеза 5. Проведение Медицинские профилактических Декабрь-март работники мероприятий, направленных на предупреждение сезонных заболеваний (ОРВИ, грипп) 6. Работа школы по оснащению В течение года Директор, медицинские медкабинета в соответствии с требованиями СанПиНа. работники 7. Работа по совершенствованию В течение года Медицинские работники взаимодействия с медицинскими совместно с службами по обеспечению поликлиникой медицинского обслуживания учащихся Организация физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности школы Наименование мероприятий Сроки Ответственн № п/п исполнения ые 1. Расширение сети кружков и секций В течение года Директор физкультурно-спортивной направленности в рамках дополнительного образования 2. Проведение оздоровительных Июнь-август мероприятий в период летней Зам. директора по ВР оздоровительной компании 3. Проведение школьных По отдельному Зам. директора по ВР мероприятий и участие в районных плану мероприятиях, акциях, направленных на формирование ЗОЖ 41 Организация школьных дней По отдельному Администрац здоровья плану ия 5. Развитие материальнотехнической постоянно Директор базы школы в части приобретения спортивного, медицинского оборудования Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Наименование мероприятий Сроки Ответственн № п/п исполнения ые 1. Организация работы в школе с В течение года Администрац обучающимися с ограниченными ия возможностями здоровья 2. Организация и участие в Ноябрь - декабрь проведении мероприятий ко Дню Зам. инвалидов директора по ВР 3. Мероприятия по созданию условий В течение года Администрац для бесприпятственного доступа к ия школе инвалидов и других маломобильных групп Работа с педагогическими работниками по повышению квалификации в области здоровосбережения Наименование мероприятий Сроки Ответственн № п/п исполнения ые 1. Участие В течение года Администрац в тематических краткосрочных курсах по ия профилактике ЗОЖ Участие педагогов школы в В течение года Администрац 2. действующих семинарах по ЗОЖ ия Сотрудничество с родителями, общественностью. Наименование мероприятий Сроки Ответственн № п/п исполнения ые 1. Проведение информационно- В течение года Зам. разъяснительной работы с директора по ВР родителями по формированию здорового образа жизни с привлечением специалистов учреждений здравоохранения, 2. Сотрудничество с учреждениями В течение года Зам. директора по ВР медицинской и социальной сферы 4. _________________________________________ _______________ ___________________ ____________________ _____________ 42 Информационно-методическое сопровождение по сохранению и укреплению здоровья школьников Наименование мероприятий Сроки Ответственн № п/п исполнения ые В течение года Администрац 1. Создание на школьном сайте тематической страницы ЗОЖ ия 2. Публикации в СМИ о проведении В течение года Администрац мероприятий, направленных на ия сохранение и укрепление здоровья школьников. Организация работы по совершенствованию питания обучающихся Наименование мероприятий Сроки Ответственн № п/п исполнения ые 1. Мониторинг школьного питания В течение года Совет школы 2. Подготовка и проведение В течение года Администрац мероприятий для обучающихся и ия, кл. родителей по вопросам здорового руководители питания ___________________________________________________________ ________________________________________ - Ожидаемый результат: Улучшение общего физического состояния учащихся; Повышение стремления к ведению здорового образа жизни; Получение реальной адекватной информации по основам безопасности жизнедеятельности; Мониторинг тенденций изменения поведения сложных учащихся; Развитие навыков общения в коллективе на базе спортивных мероприятий, формирование командного духа. Совершенствование кадрового потенциала ОУ Формирование конкурентоспособного педагогического коллектива высококвалифицированных специалистов, способных решать общие педагогические задачи обучения и воспитания учащихся в условиях перехода к новым образовательным стандартам, предоставлять образовательные услуги, отвечающие запросам и потребностям обучающихся и родителей. Задачи: 1. Совершенствование работы методической службы, обеспечивающей качественное профессиональное развитие педагогического коллектива единомышленников. 2. Эффективное использование механизмов аттестации педагогических работников, сопровождение аттестуемых учителей, педагогов дополнительного образования. 3. Развитие и укрепление традиций педагогического коллектива, совершенствование механизмов морального и материального стимулирования творчески работающих педагогов. 43 4. Создание и непрерывное совершенствование условий для успешной деятельности: модернизация рабочего места учителя, обеспечение современными продуктами организации образовательного процесса. 5. Разработка и создание службы педагогического мониторинга и сопровождения. Направления деятельности: Индивидуальное сопровождение педагогов: - Оказание помощи по созданию индивидуальных планов самосовершенствования и портфолио. - Организация тематических и индивидуальных консультаций с привлечением специалистов соответствующих областей и методических служб. - Содействие педагогам, принимающим участие в профессиональных конкурсах и проектах. Профессиональное обучение в рамках повышения квалификации. - Организация обучения, стажировок на базе ОУ постдипломного образования, ресурсных центров, дистанционных курсовой подготовки. - Организация и проведение проблемных семинаров, тематических педагогических советов, конференций, открытых уроков успешно работающих учителей, мастер-классов, круглых столов, праздников педагогического мастерства Аттестация педагогических работников. - Консультирование по нормативно-правовым вопросам процедуры аттестации. - Подготовка необходимых документов для аттестуемых педагогов. - Оказание помощи в составлении портфолио. Мониторинг успешности педагогической деятельности. - Организация и обеспечение независимой экспертизы ЗУН обучающихся, уровня сформированности общеучебных навыков в соответствии государственным стандартам. - Проведение индивидуальных собеседований по результатам экспертизы, консультаций по выработке решений возникающих проблем. - Проведение диагностики эффективности системы повышения квалификации педагогических работников и коллектива. - Подготовка рекомендаций по дальнейшему сотрудничеству с учреждениями по повышению квалификации. - Проведение социологических опросов, анкетирования учащихся, родителей, педагогов, выпускников в рамках определения общественного мнения о работе педагогического коллектива. Ожидаемые результаты: 44 - Совершенствование профессионализма педагогического коллектива, обеспечивающего высокое качество и результативность учебно-воспитательной деятельности - Рост мотивации и заинтересованности в повышении профессиональной компетенции всех членов педагогического коллектива - Улучшение условий организации труда, способствующих росту педагогического мастерства - Повышение уровня работы службы мониторинга успешности педагогической деятельности - Рост эффективности обучающих мероприятий по повышению квалификации педагогических работников - Формирование конкурентоспособного коллектива единомышленников - Создание системы морального и материального стимулирования сотрудников школы. V. Характеристика специфики содержания образования Управление реализацией программы В школе постоянно совершенствуется деятельность управления. В реализации программы участвуют администрация, социальный педагог, учителя, библиотекарь, функциональные обязанности которых определены должностными обязанностями. Совет школы, педагогический с совет и ученический совет школы также являются участниками реализации образовательной программы. Деятельность методического совета, методических объединений, традиционные внутришкольные семинары составляют основу методического обеспечения программы. VI. Ожидаемый результат реализации образовательной программы Образ выпускника начальной, основной и средней школы Под ожидаемым результатом реализации образовательной программы, в целом, понимаются позитивные изменения в личности учащихся, на которые ориентирована данная образовательная программа. В школе учащиеся смогут получить общие знания базового и повышенного уровня, которые в дальнейшем будут востребованы в обществе. Образовательная программа ориентирована на приближение к образу ученика 21 века, сформулированному в национальной инициативе «Наша новая школа» и Стандартах образования нового поколения, ориентированных на воспитание деятельностной, компетентностной, сознательной личности. Образ выпускника начальной школы Ученик, у которого сформированы базовые ЗУН, предусмотренные программой начальной школы. 45 Ученик, у которого развиты ОУУН (техника чтения, письма, вычислительные навыки) в норме или выше нормы. Ученик, у которого заложены основы мыслительных операций: - выделение главного; - сравнение; - обобщение; - умение делать выводы; - планирование, контроль и оценка своей деятельности. Ученик, желающий укрепить и сохранить свое здоровье. Ученик, знающий свою родословную, малую и большую родину. Образ выпускника основной школы - Выпускник, ориентирующийся на здоровый образ жизни, испытывающий потребность в физическом совершенствовании. - Выпускник, обладающий базовыми ЗУН в объеме программ основной школы. - Выпускник, умеющий планировать свою деятельность, готовый продолжить образование в соответствии со своими возможностями. - Выпускник, знающий свою родословную, малую и большую родину, уважающий и чтящий обычаи, традиции других нардов, их веру. - Выпускник, свободно осознающий свои права и признающий права других людей. Образ выпускника средней школы 1. Мировоззрение: - понимание целостности и единства развития человека, природы и общества, - признание разнообразия точек зрения на мир; - осознание себя как индивидуальности, - самораскрытие через проявление собственной активности. 2. Понимание свободы, как восприятие множества возможностей, осознанный выбор и принятие на себя ответственности за последствия данного выбора. 3. Интеллектуальный уровень: - способность к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, - нравственная направленность интеллекта, - самостоятельность, гибкость мышления, - способность рассуждать, - умение анализировать, - рефлексивные умения, - проявление креативности во всех сферах жизни, - освоение содержания выбранного профиля обучения на уровне, достаточном для успешного обучения в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; 4. Сформированные общеучебные и методологические навыки: - общие (владение культурой учебной деятельности), - осуществление самоанализа и оценки деятельности по достижению 46 результата, - умение видеть альтернативные пути решения различных задач. 5. Работа с книгой и другими источниками информации: - владение библиотечно-библиографическими умениями и навыками, - умение находить необходимую информацию, - владение приемами переработки полученной информации, - владение новыми информационными технологиями. 6. Человечность (доброта и сострадание как качества личности): - доброта и сострадание к семье, близким, друзьям, окружающим, - щедрость к слабым, больным, нуждающимся, - стремление к конструктивному разрешению жизненных проблем, - неприятие безнравственного поведения, - душевное равновесие. 7. Гражданская позиция (осознание прав и обязанностей человека в обществе): - социальная активность, - следование Закону, - бережное отношение к истории и культуре своего народа, - доминирование мотивов общественного долга, - терпимость по отношению к окружающему (точке зрения, социуму, культуре), - активность в решении личных, общественных и мировых проблем. 8. Социальные умения: - умение осознавать свои чувства и потребности и адекватно выражать их, - способность к конструктивному взаимодействию и партнерству, - осознанный выбор стиля поведения, - готовность к самореализации в социальной сфере, - умение адаптироваться в реальных социально-экономических условиях, находить выходы из различных социальных противоречий, - способность адаптировать свою профессиональную карьеру к меняющимся условиям. 47