yTBEPxtTHO J\b1 PAEOIIAfl IIPOIPAMMA Bneypourrafl AeflTeJrbrrocrb no o6ulenHTeJrJreKTyaJrblroMy HanpaBJrenrrlo Kpyxor t'IOnapuur" Crenenr o6yrennr (ruacc) KonhLrecTBo L{acoB: 34 qaca Vqhre/tb: f na3KoB AneKcefi AHaro/tbeBrq l-lporpannnna paapa6oraHa B coorBercrBvlu c rpe6oaa HUAMr Qe4epaabHoro o6paaoaare/r bHoro cra HAa pra ocHoBHoro o6u4e ro o6paaoBa H hr 1. Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юнармия» для учащихся 5-9х классов, разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р; 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897; 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»; 5. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 января 2016 года № 01/476-16-24 «О внедрении санитарных норм и правил»; 6. Профессиональный стандарт педагога. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н 7. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев (и др.) – М., Федеральный институт развития образования; 8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; 9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; 10. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» 11. Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» от 28.05.2016 г. 12. Положение о региональных отделениях, местных отделениях Всероссийского детскоюношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия», утвержденное решением Главного штаба ВВПОД «Юнармия», протокол № 4 от 26.01.2017 г. Цель и задачи преподавания (освоения) внеурочной деятельности Цель программы - сформировать правильное представление о роли государства в области обороны, о Вооружённых силах и других силовых структурах РФ, о воинской службе, и жизни, быте военнослужащих, их правах и обязанностях, готовность осознано выполнить свой священный долг по защите отечества с оружием в руках. Задачи: - дать начальные знания по основами обороны государства, познакомит со структурой Вооружённых сил; - назначение видов и родов войск, их вооружением и боевыми возможностями; - дать представление о требованиях, предъявляемых к будущему военнослужащему, о порядке призыва и прохождения службы, научить выполнять обязанности солдата, дневального, часового, командира отделения. - научить действовать в строю; - научить стрелять из пневматического оружия, метать гранаты в цель; - научить действовать в бою, в разведке, на марше, в дозоре, в наступлении, в обороне. Место внеурочной деятельности в Учебном плане МБОУ СОШ №14 им. Абрамова П.П. Рабочая программа внеурочной деятельности «Юнармия» для учащихся 5-9х классов рассчитана на 34 часа учебного времени, в Учебном плане МБОУСОШ №14 им. Абрамова П.П. учебный год на данный курс предусмотрено 1 час в неделю. 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные: Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция. Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; сформированная коммуникативная компетенция. Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей. Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека. Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье. Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье. Представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни. Потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни. Метапредметные: Регулятивные: умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей; умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в соревнованиях и смотрах); формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач; демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта. Познавательные: умение осознавать свое место в военно-патриотических акциях; навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с работами известных военных конструкторов и действий полководцев; анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности; умение самостоятельно находить требуемую информацию, ориентироваться в информации, устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями; критическое оценивание содержания и форм современных внутригосударственных и международных событий; овладение культурой активного использования печатных изданий и интернетресурсами. Коммуникативные: умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в отряде; приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи; умение находить общее решение и разрешать конфликты; соблюдение норм публичного поведения и речи в процессе выступления. Предметные: Обучающиеся научатся: использовать элементарные теоретические знания по истории техники и вооружения; применять основы строевой подготовки и дисциплины строя; отличать истинные намерения своего государства и западных держав от того, что предлагают современные СМИ; владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации; использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению мероприятий военнопатриотической направленности. Обучающиеся получат возможность научиться: правильно применять и использовать приемы владения стрелковым оружием; владеть навыками управления строя; готовить и проводить военно-патриотческие мероприятия для разных целевых аудиторий; участвовать в соревнованиях и смотрах-конкурсах по военно-патриотической тематике разного уровня; готовить исследовательские работы по истории создания и применения вооружения и военной технике для участия в конференциях и конкурсах. 3. Содержание курса внеурочной деятельности 1.Военно-историческая подготовка Теоретическая часть: Блок «Во славу отечества» Занятие «Военная теория» Занятия «Войсковые звания», «Воинские сигналы управления строем», «Государственные награды РФ»; - подготовка юнармейцев к конкурсу «И снова ратной славы дата»: Ратная история России и советского Союза, история их вооруженных сил. Военно-историческая подготовка Занятия «Великие полководцы России», «Уставы. Виды уставов» Занятие «Дни воинской славы России» Практическая часть: Просмотр презентации « Уставы вооружённых сил РФ» 2. Основы медико-санитарной подготовки Теоретическая часть: «Медико-санитарная подготовка» Понятие о ранах и их осложнениях. Виды кровотечений и их характеристика. Причины ожогов и их степень тяжести, понятие об ожоговой болезни. Шок. Причины возникновения шока. Признаки и степень тяжести травматического шока. Практическая часть: Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Материалы, используемые для наложения жгута. Методика наложения жгута. Способы остановки венозных и капиллярных кровотечений. Виды повязок. Основные типы бинтовых повязок. Перевязочный материал. Правила и способы наложения повязок на голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности. Оказание пострадавшему первой медицинской помощи при ранении черепа и мозга, в грудную клетку и живот. Понятие о переломах костей и их признаки. Виды переломов и их осложнения. Понятие о травматическом токсикозе и его признаки. Практическая часть: Наложение повязок на голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности. Оказание первой медицинской помощи при переломах верхних и нижних конечностей. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях. 3. Основы военной службы Приемы стрельбы и способы стрельбы из пневматического оружия. Теоретическая часть: Техника выполнения выстрела. Инструктаж по технике безопасности при обращении с пневматической винтовкой. Практическая часть: Тренировка в изготовке к стрельбе. Тренировка в стрельбе с упора. Тренировка в стрельбе лежа. Одиночная строевая подготовка: строевая стойка, повороты на месте, движение строевым шагом, обозначение шага на месте, начало движения и остановка Строй. Управление строем. Повороты на месте. Движение строевым и походным шагом. Повороты в движении. Перестроение из одношереножного строя в двухшереножный и обратно. Теоретическая часть: Назначение, устройство частей и механизмов автомата Контрольный осмотр автомата и подготовка его к стрельбе. Уход за автоматом, его хранения и сбережение Инструктаж по технике безопасности при обращении с оружием. Практическая часть: Неполная разборка-сборка АК-74. Одиночная строевая подготовка: строевая стойка, повороты на месте, движение строевым шагом, обозначение шага на месте, начало движения и остановка 4. Гражданская оборона Задачи медицинской службы Гражданской обороны. Работа в очагах химического поражения и очагах сильнодействующих ядовитых веществ. Физические и токсикологические свойства основных аварийно химически опасных веществ (АХОВ хлор, аммиак), правила поведения на заражённой местности. Средства индивидуальной защиты населения. Практическая часть: Выбор средства защиты и необходимый раствор в зависимости от вида АХОВ. Преодоление «заражённого» участка местности в зависимости от физических свойств химически опасных веществ. 5. Организация физкультурно-оздоровительной работы Практическая часть: Передвижение по пересеченной местности в пешем порядке (кроссовый бег, марш-броски). 4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № Тема урока Кол-во Дата Кор- Организационн часов прове ия ые формы дения обучения 1.Военно-историческая подготовка (8 часов) 1 Занятие «Войсковые звания», Лекция 2 Занятие «Корабельные звания» Лекция 3 «Воинские сигналы управления строем» Лекция «Государственные награды РФ»; Военно-историческая подготовка Занятия 5 «Великие полководцы России». 6 Занятие «Дни воинской славы России» Просмотр презентации« Уставы вооружённых 7 сил РФ» Решение тестов «Погоны 8 военнослужащих».Корабельные звания». 2.Основы медико-санитарной подготовки Теоретическая часть: «Медико-санитарная 9 подготовка» Понятие о ранах и их осложнениях. Виды 10 кровотечений и их характеристика. Причины ожогов и их степень тяжести, 11 понятие об ожоговой болезни Шок. Причины возникновения шока. Признаки 12 и степень тяжести травматического шока. Практическая часть:Первая медицинская 13 помощь при ранениях и кровотечениях. Материалы, используемые для наложения 14 жгута. Методика наложения жгута Способы остановки венозных и капиллярных 15 кровотечений. Виды повязок. Основные типы бинтовых повязок. 16 Перевязочный материал. Правила и способы наложения повязок на 17 голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности. Оказание пострадавшему первой медицинской 18 помощи при ранении черепа и мозга, в грудную клетку и живот Понятие о переломах костей и их признаки. 19 Виды переломов и их осложнения Наложение повязок на голову, грудь, живот, 20 промежность, верхние и нижние конечности 3.Основы военной службы (10 часов) Теоретическая часть:Техника выполнения выстрела. 21 Инструктаж по технике безопасности при обращении с пневматической винтовкой. 22 Тренировка в изготовке к стрельбе. 23 Тренировка в стрельбе лежа Строй. Управление строем. Повороты на месте. 24 Движение строевым и походным шагом. Повороты в движении. Перестроение из одношереножного строя в 25 двухшереножный и обратно. Теоретическая часть:Назначение, устройство частей и механизмов автомата Калашникова 26 Лекция Лекция 4 27 Контрольный осмотр автомата и подготовка его к стрельбе Лекция Лекция Контроль (12 часов) Лекция Лекция Лекция Лекция Практикум Практикум Практикум Практикум Практикум Практикум Практикум Практикум Лекция Практикум Практикум Практикум Практикум Лекция Контроль Уход за автоматом, его хранения и 28 сбережениеИнструктаж по технике безопасности при обращении с оружием Практическая часть:Неполная разборка-сборка 29 АК-74 30 Одиночная строевая подготовка. 4.Гражданская оборона (3 часа) Задачи медицинской службы Гражданской обороны.Работа в очагах химического 31 поражения и очагах сильнодействующих ядовитых веществ. Физические и токсикологические свойства основных аварийно химически опасных 32 веществ (АХОВ - хлор, аммиак), правила поведения на заражённой местности. 33 Средства индивидуальной защиты населения 5. Организация физкультурно-оздоровительной работы (1 часа) Практическая 34 часть:Передвижение по пересеченной местно сти в пешем порядке (кроссовый бег). Практикум Практикум Практикум Лекция Лекция Практикум Практикум Список литературы: 1. Воробьёв Ю.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности» - М, 2018г (5 класс) 2. Воробьёв Ю.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности» - М, 2018г (8 класс) 3. Выдрин И.Ф. «Начальная военная подготовка» - М, 2017г 4. Синяев А.Д. «В помощь призывнику» - М, 2017г 5. Дому шин А.П. «Первые и впервые» - М, 2014г 6. Зырянов А.А. «Общевоинские уставы» - М, 2014г 7. Лутовинов В.И. «Подготовка учащейся молодёжи к защите Отечества и военной службе» М, 2003г 8. Махальцов В.Д. «Проблемы патриотического воспитания: опыт, перспективы» Новосибирск, 2005г 9. Боярский В.И. «Партизаны и армия» - М, 2011 г 10. Яроцкий А.П. «Знай стрелковое оружие» - М, 2017г 11. Яроцкий А.П. «Наставление по стрелковому делу. Автомат Калашникова (АК)» - М, 2017г 12. Казаков Д.Ф. «Виды Вооружённых Сил Российской Федерации» - М, 2017 г.